Формирующий этап
экспериментаСтраница 4
Таблица 8. Уровень нравственного развития детей с ЗПР после коррекционно-развивающей работы
Уровень нравственного развития |
Кол-во детей | |
группа 1 |
группа 2 | |
1. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. |
5 |
1 |
2. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. |
2 |
2 |
3. Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. |
3 |
2 |
4. Ребенок не может оценить поступки детей. |
- |
5 |
Как мы видим из таблицы 8, проведенная с детьми работа привела к существенному росту уровня их нравственного развития. 50% детей смогли мотивированно назвать нравственную норму поведения (против 10% в контрольной), не оказалось детей, неспособных оценить поступки других детей (против 50% в контрольной группе).
Развитие игры:
Результаты последнего эксперимента показали, что в результате проведенной работы по формированию игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития, у детей существенно изменились виды игровых действий. Появились игровые действия, моделирующие отношения, при которых в паре или в группе развивались ролевые программы каждого из участников. Появились сюжетные ролевые игры, в которых развитие сюжета могло идти по нескольким направлениям. Сюжеты обсуждались детьми, изменялись в ходе игры.
Важным изменением следует считать, на наш взгляд, проявление инициативы самими детьми. Игра возникала без побуждения со стороны взрослых, т.е. даже в первой ситуации дети сами начинали играть с игрушками, при этом отмечались не только предметные, но и отобразительные действия и действия, моделирующие отношения.
Дети стали общаться в процессе игры, обсуждая ее ход. Однако активность игровых действий к концу каждой игровой ситуации так же снижалась.
В рамках контролирующего среза, основная особенность игрового поведения детей с ЗПР в отличии от первого среза – самостоятельная организация игры.
Второй срез показал, что у детей появились многочисленные факты отношения замещения. В большом количестве использовались предметы заместители. Например, в игре «Море» дети вместо рыб разложили по полу кубики из конструктора. Однако, заместители используются очень своеобразно – удачно найденный заместитель закрепляется за данной игрой.
Символы надличных переживаний
Говоря о надличных переживаниях, надличном опыте, мы сталкиваемся с серьезным затруднением, связанным с неадекватностью нашего языка, – неадекватностью, обусловленной объектностью его изначальной ориентации. Слова, которые служат для обозначения внутренних психических или духовных реалий, первоначально были выработаны для обозначения чу ...
Экспериментальный материал
1. Делать выписки, вырезки из различных текстов, собирать, группировать их по определенному признаку.
2. Выполнять практические задания на лабораторных занятиях по физике (составлять и собирать схемы, устранять неисправности, разбираться в причинах действия приборов и т.п.)
3. Длительное время ухаживать за растениями (более года полив ...
Пробуждение
Теперь мы переходим к пятой группе символов, – символам пробуждения. Состояние сознания обычного человека можно назвать состоянием сна в мире иллюзий. К их числу относится иллюзия "реальности" картины мира, рисуемой нашими чувствами, а также множество иллюзий, порождаемых воображением, эмоциями и мысленными построениями. Что к ...