Организация работы по исследованию памяти у дошкольников с ЗПР. Цель, этапы и организация исследованияСтраница 1
Исследование было организовано на базе ДОУ № 20 и проходило в течение 2007 года. Контингент обследуемых в экспериментальной группе составили 8 дошкольников (4 мальчиков и 4 девочки) 6-7-летнего возраста. Это дети, у которых стоит диагноз «задержка психического развития» разного генеза (см. Приложение 2).
По данным бесед с работниками ДОУ удалось составить краткую характеристику контингента испытуемых.
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы дошкольников экспериментальной группы сочетается с недостаточной познавательной деятельностью или снижением психической активности.
В окружающей обстановке дети ориентируются плохо и по причине недостатков экспрессивной речи, и по малой осведомленности. Они не могут назвать дни недели, их последовательность, времена года, не знают собственного дня рождения, адреса, не видят разницы между отчеством и фамилией, не улавливают разницы в образовании мужских и женских отчеств, имен взрослых и детей. Испытывают затруднения при назывании домашних, диких животных, домашних птиц, цветов, деревьев. Нет обобщающих понятий. Полностью сформированных знаний об окружающем у детей с ЗПР не было обнаружено.
Наше исследование можно разделить на 3 этапа:
1. Знакомство с контингентом испытуемых, который включал изучение анамнеза испытуемых.
2. Обследование детей.
3. Разработка методических рекомендаций по коррекции выявленных нарушений памяти.
В своей экспериментальной работе мы использовали следующие методы:
- Эмпирические методы: включают в себя констатирующий эксперимент по выявлению особенностей памяти дошкольников с ЗПР, изучение медико-педагогической документации детей, принимавших участие в практической части исследования;
- Интерпретационный метод – это метод логического анализа.
За основу заданий методики исследования взяты работы В.Б. Никишиной, Т.Д. Василенко [34, 35].
Методика «Образная память» Л.Ф. Симоновой
Цель: изучение зрительно образной памяти и умение вербализировать образы.
Инструкции: Я покажу сейчас тебе 12 рисунков, а ты назовешь все картинки и постараешься их запомнить. Потом я уберу картинки, а ты постараешься их назвать или нарисовать.
Ход: Ребенку предъявлялись 12 образов, представленных в виде таблицы, в течение 30 сек. Задача испытуемого – нарисовать или выразить те образы, которые он запомнил, через 1-2 сек. после того, как убрали таблицу. См. рис.
Уровни развития памяти:
Очень высокий (5 баллов) - ребенок припомнил 10-12 образов
Высокий (4 балла) - ребенок припомнил 6-10 образов
Средний (3 балла) - ребенок припомнил 4 - 5 образов
Низкий (2 балла) - ребенок припомнил 2 - 3 образов
Очень низкий (1 балл) - ребенок припомнил 0-1 образов.
См.Приложение1.
Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурии.
Данная методика была нами адаптирована к детям испытуемой группы с задержкой психического развития. Запоминание слов после 1-го прочтения не фиксировалась, т.к. при первом прочтении из-за рассеянности внимания часть предъявляемого материала детьми не воспринималась. Общее количество прочтений сведено до 3 раз, т.к. более длительное заучивание вызывало утомление и резко негативную реакцию вплоть до отказа от занятий.
Цель: исследование объема слухоречевой памяти, возможности объема отсроченного воспроизведения.
Инструкции:
1. Сейчас я назову 10 слов, ты их внимательно послушаешь и постараешься запомнить. Потом я прочитаю их еще один раз, а ты назовешь мне те слова, которые запомнил.
2. Я прочитаю слова еще несколько раз для того, чтобы мы их все выучили. Ты будешь повторять за мной слова каждый раз, после того как я их назову.
3. Помнишь, на занятии мы учили слова, постарайся их вспомнить.
Профилактика пограничных психических расстройств
В профилактике пограничных нервно-психических расстройств решающую роль играют социально-экономические условия жизнедеятельности человека, гармоническое сочетание общественного и индивидуального здоровья, представляет собой главную предпосылку для достижения личностью ее общественных и индивидуальных идеалов и целей, для повышения произ ...
Практические рекомендации
1. Разработка комплекса мероприятий по предупреждению возникновения психических нарушений у студентов (социальная поддержка, улучшение социально–бытовых условий проживания студентов в общежитиях, качества медицинского обслуживания, регулирование объема учебных нагрузок).
2. Внедрение психологической службы в вузе, формирование у студен ...
Личностные расстройства
Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, оказывается на границе нормы, то мы имеем так называемую акцентуацию характера. Под акцентуацией характера понимается чрезмерн ...