Особенности состояния памяти у детей дошкольного возраста с задержанным
психическим развитиемСтраница 2
Необходимо отметить, что запоминание слов, обозначающих цифры хуже, чем слов образов. Таким образом, можно утверждать, что слуховая память у испытуемых с ЗПР находится на среднем уровне. Детям трудно удерживать слуховую информацию: и числовую и словесную.
После обследования слухоречевой памяти были получены результаты, которые оказалось возможным представить в виде сравнительной таблицы.
Таблица 1
Уровни развития |
Методика «Запоминание 10 слов» |
Методика «Запомни цифры» |
Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий |
- 2 3 3 - |
- 2 4 2 - |
На основании этих результатов можно сделать следующие выводы:
1. Уровень развития слухоречевой памяти у испытуемой группы примерно одинаков.
2. Объем кратковременной памяти у детей испытуемой группы составляет не более 3-х единиц (возрастная норма для детей 6-7 года). Следовательно, нужно увеличивать объем кратковременной слухоречевой памяти и учить детей мнемическим приемам, позволяющим увеличить время нахождения материала в кратковременной памяти.
3. Большинство детей не делают попыток произвольного припоминания словесного материала, даже по просьбе экспериментатора.
Обследование смысловой (логической) памяти.
Выполнение методики на исследование опосредованного запоминания (см. Приложение 3, таблица 4)
Анализ смысловой оперативной памяти привёл к следующим выводам. Три ребёнка имеют низкий уровень развития данного вида памяти. Им удалось воспроизвести не более 4-х слов. На среднем уровне развития оказались половина участников исследования. Эти дети смогли припомнить не более 6-ти слов. Положительно, что два дошкольника с ЗПР показали высокий уровень опосредованного запоминания. Они назвали по 7 слов. По-прежнему нет ни одного ребёнка на очень низком и очень высоком уровнях. Это представлено на Диаграмме 4.
Диаграмма 4
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Развитие смысловой памяти у детей испытуемой группы находится на низком и среднем уровне.
2. При выборе картинок-стимулов при опосредованном запоминании, дети не всегда могут объяснить свой выбор, что говорит о его случайности.
3. У детей испытуемой группы смысловые связи между словами не несут вспомогательной функции при запоминании и воспроизведении материала.
4. Детей необходимо обучать приемам логического, опосредованного запоминания и учить применять эти приемы в своей деятельности.
Говоря о выполнении всей методики исследования в целом, нужно отметить, что задания выполнялись испытуемыми на одном уровне. Средний балл по заданиям колебался в промежутке от 2,8 баллов до 2,9 баллов. Таким образом, можно говорить о среднем уровне развития памяти у испытуемых, так как их групповой средний балл приближается к 3 (средний уровень).
Диаграмма 5
Ошибки при запоминании, допущенные испытуемыми при воспроизведении различного материала, имеют свою специфику. При воспроизведении наглядного материала дошкольники с ЗПР испытывали большие трудности в тех заданиях, где было необходимо произвольное воспроизведение образа и сличение с другими, нахождение в образах сходства и различия. Поэтому следует полагать, что обнаружившуюся в ряде случаев у детей с задержанным психическим развитием низкую эффективность образной памяти можно объяснить отставанием и своеобразием в формировании у них речемыслительной деятельности, включающейся в процессы непроизвольного и произвольного запоминания и воспроизведения.
Особенности проявления тревожности у
несовершеннолетних осужденных
В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. В основном это несовершеннолетние правонарушители юношеского и подросткового возраста (16-17 лет) и 14-15-летние подростки, осужденные за тяжкие прест ...
Причины суицида
Причины суицидального поведения очень сложны и многочисленны. Причины можно искать в биологических, генетических, психологических и социальных сферах человека. Несмотря на то, что люди обычно совершают суицид в экстремальных ситуациях, таких, как развод, потеря работы или учебы, большинство экспертов предполагает, что это скорее повод д ...
Причины возникновения опасных ситуаций.
В профессиональной деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению опасности в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её прот ...