Эмпирическое исследование влияния коммуникативного
стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Организация исследованияСтраница 3
Исходя из положения А. К Марковой [32], Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной [51] о том, что обратимые формы речевых расстройств могут быть связаны с неблагоприятными условиями окружения, воспитания и различными формами депривации, мы провели анализ стиля педагогического общения воспитателей групп раннего возраста Ксении Сергеевны и Светланы Анатольевны. Им была предложения методика диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова [21].
Методика диагностики стиля взаимодействия состоит из суждений закрытого типа. Предполагаемые суждения сгруппированы по три и образуют 50 блоков. Формулировка суждений не дает возможности отвечающему догадаться, какую реальную информацию извлекает экспериментатор из его ответов. Из каждого блока испытуемый должен выбрать тот вариант, который больше соответствует его поведению. (Приложение 2).
Обработка результатов, полученных в ходе выполнения методики, состоит из двух этапов. На первом этапе в соответствии с ключевой таблицей подсчитывается количество сырых баллов по каждому стилю (авторитарному, демократическому, либеральному). На втором этапе числовые показатели выраженности стилей умножаются на два (при этом общий итоговый показатель числовых значений будет равен 100 баллам). Таким образом, результаты переводятся в процентное соотношение выраженности стилей.
Демократический стиль. Это поощряющее отношение, которое предполагает заботливость и внимание к ребенку, преобладание в общении с ним положительных оценок и ободряющих требований. При таком отношении педагога детям становятся понятны чувства, которые испытывает взрослый. У ребят возникают переживания, созвучные переживаниям воспитателя, инициативные действия. Дошкольники становятся особенно чувствительны к положительной оценке и сами побуждают взрослого проявлять к себе эмоциональное отношение. Они переживают ярко выраженное удовольствие от похвалы. А если воспитатель эмоционально-выразительно передает свое отношение к негативному поступку ребенка, то малыш испытывает чувство вины и в дальнейшем избегает соответствующих действий.
Авторитарный стиль. Формально-требовательное, холодное отношение педагога к ребенку заключается в том, что забота взрослого носит формальный характер и состоит в управлении и руководстве. Преобладают отрицательные оценки и порицательные мотивации, эмоциональная окраска которых отсутствует. Поэтому эффективность воспитания очень низкая. Эмоциональная реакция дошкольником не переносится на оцениваемый поступок или действие. Воспитатель подавляет инициативность детей и их желание действовать. Дети отрицательно реагируют не только на педагога, но и на детский сад в целом.
Либеральный стиль. Непоследовательный тип отношения к воспитанникам характеризуется неуравновешенными эмоциональными проявлениями, нестабильными требованиями, отсутствием контроля за выполнением своих распоряжений. Поведение детей такой воспитатель оценивает ситуативно, в зависимости от своего настроения, и слишком личностно, опираясь не на поступок, а на собственные симпатии и антипатии. Дети стараются заслужить расположение воспитателя, но такое стремление угасает, поскольку не получает постоянной поддержки педагога. В одних ситуациях он замечает и выделяет старания малышей, а в других игнорирует. Значимость оценок воспитателя для детей резко снижается. Дошкольники избегают прямых контактов с ним, не проявляют инициативы и активности в общении.
Личностные особенности будущих отцов
Личностные характеристики идеального отца и идеальной матери похожи между собой. Идеальный родитель – это доминантный, уверенный в себе человек, волевой, но достаточно зависимый, очень общительный, ориентированный на мнение окружающих, жертвующий собой и характеризующийся гиперсоциальными установками, т.е. акцентуированная личность. Иде ...
Выводы
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Для младшего подросткового возраста характерны свои возрастные особенности: они любознательны, стремятся к творческой деятельности, хотят самоутвердиться, но у них повышенная внушаемость, эмоциональная незрелость, не умеют контролировать собственные поступки.
2. В зависим ...
Квалиметрический метод оценки готовности учащихся к
профессиональному самоопределению
Для профконсультанта очень важно бывает знать, насколько готовы учащиеся сделать один из наиболее важных выборов в своей жизни – выбор профессиональной деятельности.
Готовность к профессиональному самоопределению представляется нам многогранным психологическим явлением, состоящим из нескольких компонентов. Мы выделяем шесть таких компо ...