Основные формы общения несовершеннолетних правонарушителейСтраница 2
Бесспорно, сама по себе доминирующая роль сферы свободного общения не влечет с неизбежностью формирования асоциальных отношений. Но вероятность возникновения таковых гораздо выше у тех школьников, которые испытывают неудовлетворенность общением в других сферах. Это обстоятельство объясняется, по всей вероятности, не только наличием неудовлетворенности, поскольку компенсация ее может осуществляться по целому ряду направлений, но и наличием личностных деформаций, являющихся результатом предшествующего этапа развития, которые существенно осложняют выбор направления компенсации. Причем взаимодействие (подкрепление) этих факторов влечет их дальнейшее прогрессирующее развитие. Оно реализуется в общении с малолетними с асоциальной направленностью, не предъявляющими высоких требований к нравственному и интеллектуальному потенциалу лиц, вступающих в контакт, что дает возможность малолетним обрести эмоциональное благополучие и удовлетворить свою потребность в самоутверждении. К 11—12 годам у малолетних, не занятых общественно полезной деятельностью или не удовлетворенных своей позицией в ней, центр организаторской активности перемещается в сферу неформальных отношений.
Повышенный удельный вес внеучебных интересов в структуре интересов малолетних, допускающих антиобщественное поведение, объясняется негативным отношением этой категории несовершеннолетних к учебной деятельности и смещением ведущего вида деятельности от учебной в сторону суррогатных видов деятельности.
Применительно к контингенту правонарушителей при распределении предметов по степени значимости первое место занимают предметы, не требующие большого умственного напряжения. В частности, на первое место у них и их друзей смещен такой предмет, как физкультура. Преобладание интересов, связанных с развлечениями и физическими занятиями, отмечается и у молодых преступников. Узость и односторонность интересов и потребностей характеризует и отношение правонарушителей к труду. С несформированностью интереса к трудовой деятельности связано смещение на последнее место для малолетних, допускающих антиобщественное поведение, и их друзей такого предмета, как труд. Несформированность интереса к трудовой деятельности констатируется и у малолетних нарушителей по отношению к внеучебному времени. В частности, среди малолетних нарушителей только 6—8% имели постоянные обязанности по дому, тогда как в контрольной группе таких малолетних — 51%.
Для уточнения вопроса о характере и объеме общения имеют существенное значение данные о «каналах» накопления интеллектуального потенциала во внеучебное время. Обобщение полученных результатов позволило сделать вывод, что у малолетних нарушителей, во-первых, существенно сужен круг источников, фактически используемых для получения культурно-эстетической информации, во-вторых, несколько искажена их ранжировка по значимости для малолетнего. Для малолетних, допускающих антиобщественное поведение, весьма характерно слабое использование таких «каналов», как книги и театр.
Малолетние, допускающие антиобщественное поведение, предпочитают развлекательные формы проведения досуга, не требующие серьезной интеллектуальной нагрузки. Вполне увязываются с приведенными данными о деформации интересов обобщенные результаты общения малолетних нарушителей в сфере общественной деятельности. Только 6% этих детей принимали участие в общественной жизни класса, школы. Хотя совсем негативно и категорично к общественной работе, каким-то общественным поручениям, высказались только 14% малолетних.
Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших
школьников (на материалах исследования).
Саморегуляция – это очень сложное системное образование, включающее в свой состав большое число компонентов. Причем разные исследователи выделяют различные компоненты саморегуляции. Мы в своем исследовании изучаем четыре параметра саморегуляции:
¨ самоконтроль в учебной работе;
¨ социальный самоконтроль;
¨ способность к в ...
Технология профилактики и коррекции детских страхов.
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы:
1. игра со страхом;
2. рисование страха;
3. вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).
На основе этих данных можно составить комплекс коррекционных мето ...
Денотаты и коннотации
Денотатом называют предметное значение слова или, говоря иначе, его словарное определение. Например, толковый словарь определяет понятие "отец" как "родитель мужского пола". Это определение и является денотатом данного слова. Понятие "коммунизм" определяется как "общественный строй с общественной собст ...