Основные формы общения несовершеннолетних правонарушителейСтраница 3
В настоящее время малолетние не спешат создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения. Наличие друзей, у которых общая деформация личности зафиксирована по тем же направлениям, что и у малолетних, допускающих антиобщественное поведение, существенно сужает поток получаемой ими позитивной информации, способствует более углубленному развитию уже имеющихся личностных деформаций и появлению новых, затрудняет возможность коррекции личности этих малолетних по линии семьи и школы.
У современного малолетнего затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые способствовали бы его безболезненному вхождению в систему социально-экономических отношений. Причиной тому служит изменившаяся социально-экономическая ситуация. В системе сформированных потребностей у малолетних нарушителей слабо выраженными оказались необходимые для социальной адаптации потребности в учебной и трудовой деятельности, положительном контакте со сверстниками, авторитете и уважении окружающих. Не выявляются у них и потребности в различных видах интеллектуальной (помимо учебной), трудовой, спортивной и общественной деятельности, что не дает оснований предположить возможность стабильной положительной социальной адаптации для большинства малолетних, допускающих антиобщественное поведение, в будущем.
Криминогенная деформация личности друзей малолетних нарушителей находит свое выражение в совершении не только антиобщественных, но и аморальных поступков: 42% из них употребляли спиртные напитки, 18% — наркотики, 14% — допускали половую распущенность, 38% относились в школе к числу активных дезорганизаторов.
Отклоняющееся поведение друзей не могло не оказать влияния на совершение общественно опасных деяний малолетними. Не случайно малолетние, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, в 88% случаев совершали общественно опасные деяния совместно с друзьями.
Результаты изучения сферы общения прямо выводят в ряд важных проблем оздоровление микросреды и системы отношений. Точно так же, как ребенку для освоения языка необходимо постоянно «купаться» в океане человеческой речи, для восприятия азбуки и грамматики социального поведения ему требуется пребывать в потоках разнообразных жизненных образцов, ролей, знаков человеческого мира, которые ему дает прежде всего микросреда.
Малолетний должен постоянно ощущать сопротивление реального жизненного материала: видеть, что его поступок одобряется или осуждается, страдать и блаженствовать, переживать горе и радость. Без этого он не приобретает умения слышать и понимать других людей, сочувствовать им. Азбуку и грамматику социального поведения невозможно объяснить, преподать, как таблицу умножения или физический закон. Знания сами по себе не делают законопослушной личности. Воспитание вообще не может осуществляться вне системы личностных, неформальных доверительных отношений. Именно эти отношения поддерживают малолетнего, воспитывают его и перевоспитывают, адаптируют к тем или иным условиям, формируют в нем установки и ценности. Для малолетних эти отношение микросреды необычайно важны и даже судьбоносны. Кроме того, малолетним необходимы разнообразные жизненные образцы и роли взрослого мира, т.е. контакты с близкими людьми разного пола и возраста. Это гораздо важнее для нормальной социальной адаптации малолетнего, чем даже образование, бытовые условия, достаток или бедность. Работники детских домов (точно так же, как и сотрудники спецшкол) любят говорить о том, что здесь их воспитанникам обеспечены условия, которых они в своей прежней жизни не имели. Но подавляющее большинство жителей казенных приютов — люди с отклоняющимся поведением, среди них невероятно высока доля самоубийц и правонарушителей. Решение сложных задач профилактической работы с малолетними требует их психолого-педагогической классификации, т.е. разработки типологии как инструмента дифференцированного подхода к личности.
Особенности общения со взрослыми у детей дошкольного возраста с ЗПР
Развитие общения со взрослыми у дошкольников с ЗПР.
Среди детей с интеллектуальной недостаточностью особую группу составляют дети с задержкой психического развития. Важнейшей особенностью этой категории детей является сниженная активность во всех видах деятельности, что, в свою очередь, может оказаться существенной причиной низких комм ...
Характер в структуре личности
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.
В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных ос ...
Опросник родительского отношения А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИНА
По результатам методики «ОРО» были сделаны следующие выводы:
Высокий процентный балл по шкале «симбиоз» – 90 и более % – достаточен для того, чтобы сделать вывод о том, что здесь устанавливается психологическая дистанция между взрослым и ребенком, родитель всегда старается быть ближе к нему, удовлетворять все его потребности, ограждать ...