Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших
школьников (на материалах исследования).Страница 3
Учащиеся второй группы отличаются переоценкой своих возможностей, они слишком решительны, импульсивны, эмоционально неустойчивы, что проявляется в аффективном поведении по отношению к экспериментатору или материалу, с которым они работают. Эти учащиеся имеют высокий уровень развития смелости, инициативности, самостоятельности, деловитости, упрямства, но они не могут использовать данные качества при преодолении трудностей. Это приводит к недовольству другими, но в себе они не видят причины неуспеха. Таких учащихся 38%, они имеют средний уровень развития способности к волевым усилиям.
Третья группа составляет 24%, и представлена учащимися, которые указывают объективную причину неуспеха. Эти учащиеся имеют высокий уровень развития волевых качеств. Они эмоционально устойчивы при столкновении с трудностями, умеют регулировать свое поведение, ищут новые пути решения поставленных задач, инициативны, самостоятельны, настойчивы, активны, отличаются поисковым адекватным поведением.
Для анализа связи показателей по методике «нерешаемая задача» и успеваемостью учащихся использовалось вычисление корреляции Пирсона. Как видно из таблицы 3 между уровнем развития способности к волевым усилиям и успеваемостью имеется статистически значимая связь. Связь между этими двумя показателями прямая, т.е. чем выше уровень развития волевых усилий, тем лучше успеваемость.
Таким образом, данные экспериментального исследования позволяют сделать предположение, что у хорошо успевающих младших школьников больше развита способность к волевым усилиям (см. Приложение 1). Так, у 56% хорошо успевающих школьников – высокий уровень развития способности к волевым усилиям, 44% имеют средний уровень, низким уровнем среди хорошо успевающих школьников, наибольшее их количество находится на среднем уровне развития волевых усилий – 46%, чуть меньше имеют низкий уровень – 41%, и всего 13% имеют высокий уровень развития способности к волевым усилиям. А среди плохо успевающих школьников 80% учащихся характеризуется слабым развитием способности к волевым усилиям, 20% учащихся находятся на среднем уровне развития волевых усилий.
Рассмотрим теперь результаты опытов с применением методики «игрушечный язык». Эта методика позволяет зафиксировать сам процесс осуществления детьми рефлексивного контроля. Предполагалось, что в попытках ребенка прочесть слово на новом языке, а также в последующих обоснованиях им своего способа действия можно будет зафиксировать ход и характер опробования, т.е. процесса осуществления рефлексивного контроля.
Чтобы проверить, понимают ли испытуемые, что в новом языке согласные произносятся твердо всегда независимо от их позиции в слове, детям предлагалась задача на прочтение слова медь в новом языке. Решение этой задачи служило критерием содержательности проб. Показателем того, что учащиеся действительно опробовали принцип, лежащий в основе способа чтения, и таким образом осуществляли рефлексивный контроль, был их предположительный, неуверенный ответ, сопровождающийся вопросом к экспериментатору о том, как быть в этом языке с мягким знаком. Уже в самой постановке вопроса и в попытке самостоятельно решить его, заключалось примеривание принципа русского письма к особенностям нового языка, т.е. осуществление рефлексивного контроля.
Диффузность
Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу весьма разнообразны – этим объясняется её чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно рождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно.
Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структ ...
Эмпирическое исследование влияния коммуникативного
стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Организация исследования
Цель эмпирического исследования: изучение особенности развития речи детей раннего возраста и стиля общения воспитателей групп раннего возраста
Задачи исследования:
Проведение и анализ методик на изучение исследования развития речи детей раннего возраста.
Выявление стиля общения педагогов с детьми раннего возраста
Изучение взаимосвяз ...
Особенности мышления
Толпа мыслит образами, и вызванный в её воображении образ, в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективного от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в её уме и зачастую имеющие лишь очень отдалённую связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только ...