Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших школьников (на материалах исследования).
Страница 4

Психологическая информация » Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников » Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших школьников (на материалах исследования).

Возможно, было и другое решение, сводящееся к тому, что учащиеся после некоторых колебаний убирали мягкий знак и обосновали это тем, что в новом языке нет мягких знаков вообще. Подобные ответы служили для нас показателем правильного решения данной задачи, а следовательно, и показателем осуществления рефлексивного контроля.

В зависимости от характера поиска и построения нового способа действия все учащиеся разделились на три группы.

Первая группа осуществляла адекватное опробование нового способа действия, что становилось возможным лишь при понимании учащимися фонемного принципа письма. После того как экспериментатор прочитывал несколько слов на новом языке, учащиеся должны были выделить те изменения, которые произошли со звукобуквенными отношениями в этом языке. В частности учащимся нужно было опробовать принцип позиционности при решении новой задачи, т.е. установить, работает ли данный принцип в новом языке.

Как правило, пробы такого типа осуществились сразу, легко и приводили к перестройке способа действия. Сравнивая способ чтения слов на русском языке со способом чтения «игрушечных слов» лук и луук, один ребенок рассуждал так: «Я думаю мята будет на новом языке маата, потому что я так понимаю особенности этого языка; если твердый звук в русском языке, тои в новом он так читается, а если звук мягкий, то в новом языке он становится твердым и прибавляется еще один гласный звук».

В этом обосновании хорошо прослеживается, что при построении способа действия учащиеся ориентируются на основной принцип письма. Соотнося его с особенностями звуковой структуры слов лук и луук в «игрушечном языке», они сразу видят специфику его реализации в новых условиях. Этим учащимся достаточно лишь одной пробы, чтобы выделить новые закономерности «игрушечного языка». Таким образом, можно сказать, что дети этой группы обладают высоким уровнем рефлексивного контроля. В состав этой группы вошло 27% учащихся.

Вторая группа учащихся также открывала закономерности нового языка и могла перестраивать способ действия, однако делала это медленно, осуществила ряд последовательных проб. Характерной особенностью таких проб являлось то, что они требовали большого количества ходов и состояли как бы в примеривании способа прочтения слова к новым требованиям «игрушечного языка». Дети этой группы имеют средний уровень рефлексивного контроля. Они составляют 45% учащихся.

У третьей группы учащихся пробы не приводили к нахождению нового способа действия. Обосновать их учащиеся не могли, совершали их случайно и, как правило, затем отказывались от продолжения решения задачи. Такие учащиеся характеризуются низким уровнем рефлексивного контроля. Они составили 28% учащихся.

Результаты статистического анализа данных позволяют говорить о тесной связи уровня рефлексивного контроля и успеваемостью (см. Приложение 2). Это видно и из количественного анализа данных, представленного в таблице 2 (см. Приложение 1). Из этой таблицы видно, что у хорошо успевающих школьников в основном хорошо развитый рефлексивный контроль (77% детей имеют высокий уровень), и лишь 23% учащихся имеет средний уровень рефлексивного контроля. У средне успевающих школьников больше половины (60%) учащихся имеют средний уровень рефлексивного контроля, всего 6% учащихся обладают высоким уровнем рефлексивного контроля и 34% учащихся характеризуются низким уровнем рефлексивного контроля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интернет как система доступа к информации
Существенной особенностью грядущей ноосферы будет являться возможность для каждого индивидуума получения информации обо всех событиях, происходящих на Земле, в режиме реального времени. В. И. Вернадский "Биосфера и ноосфера". Информационные ресурсы, доступные пользователям интернет, поистине безграничны. Каждый пользователь ...

Теории эффективного лидерства
Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можновстретить средиисториков, политологов, психологов и социологов. Теория великих людей (great person theory) утверждает, что человек, который обладает определенным наборо ...

Ограничение информации
В обычных условиях человек постоянно производит, передает и потребляет большое количество информации, которую разделяет на три вида: личная, имеющая ценность для узкого круга лиц, обычно связанных родственными или дружескими отношениями; специальная, имеющая ценность в пределах формальных социальных групп; массовая, передающаяся средств ...