Факторы, влияющие на толпу
Наиболее важным фактором является раса, это как бы субстанция общества. Все элементы цивилизации – выражение души расы. Благодаря наследственности, расовые черт закрепляются во всех поколениях. Раса воплощает идеи, потребности и чувства в традициях. При анализе исторического процесса возникает искушение предположить, что традиции одной расы переходят к другой (например в следствии завоеваний). Но не один элемент цивилизации не переходит к другой расе без радикального изменения. Общество не в состоянии порвать со своим прошлым. «Народ – организм, созданный прошлым, и как всякий организм, он может быть изменен не иначе, как посредством долгих наследственных накоплений», в этом плане над расой всегда будет стоять время. Внешние формы и название конечно можно изменить, но это не изменение традиций. В этом народном консерватизме есть и положительная черта, ведь без традиций не может быть цивилизации.
Тезис о том, что социальные и политические организации в состояние исправить недостатки общества, и что прогресс является следствием их развития – это опасное заблуждение. Именно эта идея была предпосылкой преобразований французской революции. Но нельзя переделать «идеи, чувства и нравы . посредством одного только изменения кодексов», их создает раса и эпоха. Даже в одной и той же стране учреждения, пригодные в одно время, бесполезны или вредны в другое. Можно изменить лишь названия, ярлыки, но они не проникают в суть вещей. В той же Великобритании, например, существует монархический режим, но эта страна одна из самых демократических в мире, в отличие от многих республик.
Следующий важный фактор – это использование определенных слов и формул. На толпу они действуют магически, причем чем более неопределенно слово или выражение, тем больше влияние. Такие слова как равенство, социализм, демократия, свобода воспринимаются толпой так, как будто от них зависит решение всех проблем. «Они вызывают в душе грандиозные и смутные образы, и окружающая их неопределенность только увеличивает их таинственное могущество». Заимствованные слова существенно меняют свой смысл, что еще больше затемняет обращение с ними. Слово «республика» у римлян означало лишь коммунальную аристократию, опирающуюся на рабство. «Свобода» тогда вовсе не подразумевала свободомыслие, и считалось преступлением рассуждать иначе, чем большинство, например, о богах или законах. Отечеством же был родной город (у греков), а отнюдь не Греция. Французские аристократы, сражавшиеся против своей страны, по своему были правы, ибо феодальное право прикрепляет вассала к властелину, а не к земле, следовательно где находится этот властелин, там и отечество.
Могущество слов так велико, что стоит только придумать изысканные названия для каких-нибудь самых отвратительных вещей что бы толпа тот час же приняла их.
Толпе необходимы иллюзии и руководитель должен умело пользоваться ими, а не разрушать. Разрушение религиозных воззрений, например, приводит к тому, что массы лишаются надежд и смирения. Так и социализм, представляет собой лишь иллюзию, которой принадлежит будущее, не смотря на всю не состоятельность этой идеи.
Разрушить иллюзии в состоянии только опыт, являющийся следующим важным фактором. Однако на толпу действует лишь опыт грандиозных размеров и повторенный несколько раз. Кроме того, он действует лишь на его современников, исторические же примеры на толпу не оказывают влияния.
Что же касается доводов рассудка, то они оказывают на толпу лишь отрицательное влияние. Заранее подготовленные речи произведут лишь негативное воздействие на толпу. Лебон цитирует депутата Декюба, который дал собирательный образ оратора, решившего произвести впечатление на толпу одними аргументами: чем больше он приводит аудитории цифр и умозаключений, тем больше она становится не внимательной, усиливается шум раздаются выкрики, и так до тех пор пока оратор уже не в состоянии слышать даже самого себя. Что бы вдохновить толпу, надо сначала хорошо ознакомится с воодушевляющими ее чувствами, притворится, что разделяешь их, затем попытаться их изменить, вызывая посредством первоначальных ассоциаций какие-нибудь прельщающие толпу образы. Надо так же уметь вернутся назад в случае нужды и главное – уметь угадывать ежеминутно те чувства, которые порождаешь в толпе.
Проблема политического лозунга
Одной из проблем, постоянно стоящих перед специалистами по электоральной интеграции – политтехнологами – является поиск словесного обозначения той идеи, которая планируется как основа для объединения электората. Речь идет о так называемом политическом языке, который все глубже проникает во внутренний мир человека (И.Вольфсон), включаетс ...
Личностные характеристики социального работника
Исследователи (Ш. Рамон, И. Зимняя, Т. Шевеленкова и др.) выделяют три базисных компонента профессиональной деятельности личности в социальной работе:
· личностные качества;
· компетентность, включающая профессиональные знания, умения и качества;
· коммуникативные умения, способности.
Важнейшей характеристикой личности специалиста я ...
Современное представление об успешности
В современном постиндустриальном обществе успешность не есть что-то данное от природы, а то, что можно в себе воспитать. Каждый человек может быть успешным при определенных условиях, как то наличие цели, правильное определение своего призвания, адекватная самооценка, образованность, гибкая психика, умение общаться с людьми, готовность п ...