Результаты исследования пограничных психических расстройств у студентов
Страница 9

Анализ данных, представленных в табл. 10 с учетом курса обучения показал, что младшие курсы неудовлетворенны: материальным положением, жилищно-бытовыми условиями, условиями профессиональной деятельности (учебы), сферой медицинского обслуживания, отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми, с родителями. Старшие курсы неудовлетворенны своими образованием, содержанием работы в целом, своим положением в обществе, обстановкой в обществе, материальным положением, возможностью проводить отпуск.

Такие результаты исследования можно объяснить тем, что студенты младших курсов адаптируются к обучению в вузе, происходит процесс установление оптимального соответствия личности студента к требованиям. В данный период психика студента перестраивается под воздействием различных факторов. Студентам младших курсов нередко приходится адаптироваться не только к обучению в вузе, но и к проживанию в общежитиях, к самостоятельной жизни в условиях мегаполиса. По этой причине на первое место по значимости выступают такие сферы жизнедеятельности как учеба, жилищно-бытовые условия, материальное положение, взаимоотношения с друзьями (сокурсники, соседи по комнате в общежитии), медицинское обслуживание. Многие события в жизни студентов младших курсов вызывает у них эмоциональное напряжение. В этот период у студентов только формируется круг общения. Часто у студентов первокурсников стрессовым фактором является сдача экзаменов (первая сессия), здесь на первое место выходит страх отчисления из вуза.

Студенты старших курсов к окончанию обучения приобретают те качества, которых не хватало им в полной мере для преодоления фрустрированности на младших курсах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Перед студентами старших курсов остро становится проблема личностного выбора, требующая осознания своей позиции в обществе, происходит установление системы ценностей, охватывающая сферу как материальной, так и духовной жизни. Часто старшекурсники к концу обучения уже имеют определенные жизненные планы, которые связаны с самоопределением, уровнем образования, с самооценкой собственных сил. Поэтому на первый план у них выходит перечисленные выше сферы жизнедеятельности.

Обобщая представленные выше результаты тестирования, можно сказать, что все же студенты технического вуза довольно устойчивы к социальной фрустрированности. Высокие оценки нами обнаружены не были. Процент студентов с умеренным уровнем фрустрированности пополнили в основном студенты старших курсов, данный уровень фрустрированности у них связан чаще с проблемой самоопределения в социальной сферой. Повышенный уровень социальной фрустрированности студентов младших курсов чаще связан с проблемой адаптации к обучению.

На основе полученных результатов по методике ТАШ и подверженности к возникновению невроза были получены варианты сочетаний этих качеств для одного человека и частота проявлений этих вариантов. Исходя из целей нашего исследования в дальнейшем будут рассматриваться только лишь суммированные данные высоких и средних показателей по обеим шкалам (как было показано на табл. 1 и 7), а низкие показатели будут отнесены к норме.

Возможные варианты сочетаний могут быть следующими: у индивида может обнаружиться сочетание по обоим параметрам (высокие баллы по ТАШ и высокая подверженность неврозу), а также может наблюдаться наличие одного показателя при отсутствие другого (высокие баллы по ТАШ и низкая или средняя подверженность неврозу; высокая подверженность неврозу и низкие баллы по ТАШ). Были получены следующие результаты:

Таблица 11. Сравнение данных по методике ТАШ и вероятностью возникновения невроза

Высокая, средняя вероятность возникновения невроза

Высокие баллы по ТАШ

Количество человек

Распределение по группам

+

+

11

Группа высокого риска

-

+

14

Группа среднего риска

+

-

0

-

-

10

Итого

25

Группа риска

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Практические рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста вконтексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении
1.Психодиагностический блок. На первом этапе психодиагностики детей поступающих в дошкольное образовательное учреждение, необходимо: - изучить медицинский анамнез на основе специальной документации и беседы с медицинским работником; - составить педагогический анамнез на основе анкетирования и бесед с воспитателем; - изучить условия ...

Введение.
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как ...

Эмпирическое исследование изучение мотивационно-потребностной сферы супругов. Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов
Важнейшее предназначение любой семьи состоит в создании сферы абсолютной защищенности человека от негативного воздействия различных факторов, снятия с него отрицательной эмоциональной напряженности, вызванной различными не психологического свойства факторами. Наблюдения показывают, что полное восстановление силы человека происходит в об ...