Результаты исследования пограничных психических расстройств у студентовСтраница 11
Исходя из табл. 13, можно заметить, что отдельные типы акцентуаций по разному представлены в сравниваемых группах. Приходятся на группу риска: астеноневротичного типа - 100% от общего числа выявленного, 94,2% - психоастеничного, 90% - циклоидного, 85,7% - лабильного, 75% - истероидного и 64,3% - сенситивного типов, из чего можно сделать предварительное заключение о взаимосвязи этих черт характера с вероятностью возникновения невроза. Однако, нужно также учитывать общее число встречаемости по отдельности выявленных типов акцентуации у всего контингента.
В результате вышеизложенного типы акцентуаций можно условно разделить на 2 группы (для нашего контингента):
1. Типы, взаимосвязанные с предрасположенностью к неврозу (по мере убывания их значимости):
- Астеноневротичный
- Психоастеничный
- Циклоидный
- Лабильный
- Истероидный
- Сенситивный
2. Типы, не взаимосвязанные с предрасположенностью к неврозу:
- Гипертимный
- Эпилептоидный
- Шизоидный
- Неустойчивый
- Конформный
Разные сочетания типов акцентуаций и их взаимосвязь с предрасположенностью к неврозу требует более обширного исследования, что не входило в наши планы. Можно лишь сделать предположение, что наличие сочетаний между типами, связанными с предрасположенностью к неврозу, может служить благоприятной почвой для его возникновения.
Использование метода линейной корреляции с учетом всем данных исследования (анкетные данные и результаты методик) выявил следующие связи:
Респонденты, имеющие высокие показатель по ТАШ, оценивали свое здоровье как неудовлетворительное (r =0,4; р < 0,01), чаще указывали на необходимость консультации психолога (r =0,52; р < 0,01), имеют семью (r =0,25; р < 0,05), имеют высокую вероятность возникновения невроза (r =0,44; р < 0,01), указывают на проблемы со сном (r =0,26; р < 0,05).
Студенты с высокой вероятностью возникновения невроза указывают на конфликты с окружающими (r =0,29; р < 0,05), имеют проблемы со сном (r =0,43; р < 0,01), нуждаются в консультации психолога (r =0,38; р < 0,05), оценивают свое здоровье как неудовлетворительное (r =0,38; р < 0,05), находятся в состоянии фрустрированности (r =0,5; р < 0,01).
Высокий уровень социальной фрустрированности сочетается с наличием конфликтов с окружающими (r =0,46; р < 0,01), и наличием проблем со сном (r =0,5; р < 0,01), с соматическим неблагополучием (r =0,24; р < 0,05).
Предрасположены к истерическому типу акцентуации характера женщины (r =0,28; р < 0,05), Респонденты с гипертимным, циклотимным и истерическим типом указывали на психотравмирующие ситуации в их жизни (r =0,34; р < 0,05 и r =0,27; р < 0,05, r =0,27; р < 0,05).
Соматическое неблагополучие коррелирует с астеноневротическим типом (r =0,26; р < 0,05). Смешанные типы встречаются у старших курсов (r =0,24; р < 0,05).
Студенты, имеющие семью и сочетающие работу и учебу, указывают на психотравмирующие ситуации в прошлом (r = 0,29; р < 0,05 и r =0,34; р < 0,05). Работающие студенты указывают на конфликты с окружающими (r =0,34; р < 0,05), и нуждаются в консультации психолога (r =0,24; р < 0,05). Наличие конфликтов с окружающими коррелирует с нарушением сна (r =0,27; р < 0,05), и соматическим неблагополучием (r =0,3; р < 0,05). Злоупотребление студентами алкоголем и табакокурение взаимосвязано с заболеваниями (r =0,36; р < 0,05).
Таким образом, корреляционный анализ позволил выделить ряд дополнительных факторов, влияющих на возникновение пограничных психических расстройств и их взаимосвязь, внутреннюю структуру. На основе полученных данных можно выделить группу риска. Сюда относятся, прежде всего, работающие и имеющие семью студенты. Именно эта группа студентов подвержены воздействию психотравм и имеют высокие показатели по основным методикам. В группу риска входят студенты, злоупотребляющие алкоголем и табакокурением и, как следствие, имеющие проблемы со здоровьем. Чаще в эту группу попадают мужчины. Отсюда можно сделать вывод: совмещение учебы и работы среди студентов, как младших, так и старших курсов, является весомым фактором риска по отношению к изучаемому кругу расстройств.
Ценности
Ранг подростков с высоким уровнем суицидального риска
Ранг подростков с низким уровнем суицидального риска
1
Аккуратность
2
2
2
Воспитанность
1
1
3
Высокие запросы
16
16
4
Жизнерадостность
18
14
5
Исполнительность
12
27
6
Независимость
8
3
7 ...
Контроль над различными элементами личности
После того, как мы выявим все эти элементы, мы должны овладеть ими и обрести над ними контроль. Наиболее эффективным методом для достижения этой цели служит метод растождествления. Он основан на фундаментальном психологическом принципе, который может быть сформулирован следующим образом:
Над нами властвует все то, с чем мы себя отождес ...
Оценка темперамента по методике А. Белова
Цель – охарактеризовать интегральный темперамент.
«В нижеприведенных «паспортах» холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика представлены вопросы для испытуемого».*
Процедура проведения методики рассчитана на индивидуальную работу испытателя и испытуемого. Оптимальным является вариант работы, при котором испытуемый имеет текст зада ...