Внутренняя картина болезни и ее роль в этиологии и патогенезеСтраница 3
По мнению В.Х. Василенко, болезнь всегда – повреждение систем организма, влекущее нарушение целостности жизнедеятельности и психическое страдание (переживание) (Василенко В.Х. , 1972).
Об этом значительно раньше писали и классики отечественной клинической медицины: Мудров М.Я., Боткин С.П., его ученик В.А. Манассеин и др. Все они приходили к выводу о единстве психического и физического, но в то же время отмечали (Манассеин В.А), что интеллектуальная сторона может в значительной степени влиять на животный организм, т.к. соматическое заболевание всегда «обрастает» психологическими наслоениями. Складывающийся характер соотношения и взаимосвязи соматического и психологического обязывает понимать болезнь как единый психосоматический процесс в условиях целостного организма (Старицын А.С., 1973).
При изучении этого соотношения, настоятельным является тщательное исследование как соматической, так и психологической сферы больного в их единстве. Большое внимание психологической стороне соматического заболевания уделялось исследователями и в последующие годы.
В
1936 году Е.А. Шевалев предложил понятие «переживание болезни» и рассматривал его как сложный комплекс новых ощущений, мыслей и чувств. Особое место в изучении психологического аспекта соматического заболевания принадлежит, Р.А. Лурии, который выдвинул понятие «внутренняя картина болезни» ( Лурия Р.А.,1977) .
К ней он относил весь внутренний мир больного, т.е. все то, что испытывает и переживает больной, его ощущения и представления о своей болезни и ее причинах.
В дальнейшем реакции больных на соматические заболевания получили в литературе другие определения. Так, например, Е.К. Краснушкин и Л.Л. Рохлин обозначили их как «сознание болезни»; С.С. Либих – как «концепция болезни»; Н.Д. Лакосина и Г.К. Ушаков – как «реакцию на болезнь». (Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1976., Васюков Н.В., 1977).
Такая разновидность предлагаемых определений личностных реакций на соматическое страдание отражает сложность проблемы, связанную, в частности, с чрезвычайной полиморфностью субъективных переживаний больного.
Формирование отношения к болезни,
т.е. то, что мы отнесли к третьему этапу процесса заболевания, происходит у больного в процессе его индивидуального развития и воспитания, так как человек уже с малых лет видит, как болеют окружающие его лица. Страдая сам, он сопоставляет проявления болезни у себя и свои переживания с тем, что он усвоил, наблюдая страдания других, или, как отмечал Р.А. Лурия,- почерпнул из медицинской литературы. В результате у больного вырабатывается свое понятие о болезни.
Процесс формирования представления о болезни весьма сложный и противоречивый, динамичный и детерминирован с окружающей средой, в которой происходит становление, жизнь и деятельность личности. Поэтому в индивидуальное представление о болезни должна включаться и общесоциальная оценка. Таким образом, можно сказать, что понятие о болезни у каждого человека представляет собой сплав социального и личного. Именно такое представление о болезни и определяет ее оценочный аспект.
Наряду с общими закономерностями субъективного отражения болезни, следует учитывать и механизмы индивидуального представления о болезни. Больной оценивает ее не только в целом, но и анализирует отдельные симптомы. Он имеет собственный «диагноз» болезни, свои суждения о причинах, предсказании и лечении заболевания. Психологическая картина соматического страдания, таким образом, преломляется в каждом конкретном случае по-своему, приобретая соответствующую индивидуальную окраску. Она обусловлена совокупностью как индивидуальных особенностей личности, так и своеобразием болезни, а также ситуацией, в которой оказывается больной.
Уже классики отечественной медицины М.Я Мудров и С.П. Боткин не противопоставляли болезнь больному, а наоборот, как отмечалось, рассматривали их в единстве. Болезнь – общее. Понятие «больного» есть единство общего и специфического. Таким образом, больной – это человек, в котором объединены в сложном единстве и взаимообусловленности его организм и личность. Эта связь заключается в том, что личность накладывает отпечаток на возникновение, течение и исход заболевания. Другая сторона связи – изменение личности под влиянием болезней и лечения.
Психофизические состояния, возникающие успортсменов в спортивной деятельности,
в психолого-педагогической и методической литературе. Понятие
вопроса. История. Роль и их значение
«Психофизические состояния – целостная реакция человека на внешнее и внутреннее воздействие, возникающие при выполнении значимой для человека деятельности, направленные на достижение полезного результата» [14, с.135].
«Психические состояния — важнейшая область внутреннего мира человека, имеющего определенное внешнее выражение» [7, с.2] ...
Структура, содержание и формы феномена общения
Т.М. Андреева считает, что изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеств ...
Конверсионная модель Фрейда
Впервые идею конверсии З. Фрейд изложил в работах «Психоневрозы защиты» и «Исследования истерии». Под конверсией он понимает смещение психического конфликта и попытку разрешить его через различные симптомы в области тела – соматические, моторные или чувственные. Благодаря такому «переносу» либидонозного заполнения из области психической ...