Внутренняя картина болезни и ее роль в этиологии и патогенезе
Страница 4

Психологическая информация » Долговременные программы » Внутренняя картина болезни и ее роль в этиологии и патогенезе

Существенным признаком понятия больного является понимание его как страдающего человека, который осознает себя больным, ощущает болезнь тогда, когда она достигает определенных функциональных и анатомических изменений. Больной – это личность, отягощенная заботой о здоровье, человек с обостренным чувством существования. Больной в значительной степени теряет свободу, у него возникает зависимость от болезни. Поэтому считается, что в психическом состоянии соматического больного развиваются дисгармонические процессы, происходит нарушение биосоциальной адаптации.

Отношение больного к болезни является завершающим этапом формирования соматического заболевания.

Раскрытие общих закономерностей психологической картины соматического заболевания углубляет и расширяет представления врача о состоянии больного и его отношении к заболеванию, помогает в правильной оценке такого чрезвычайно сложного явления, каким становится заболевший человек.

При всей сложности механизмов становления и развития внутренней картины болезни, можно обнаружить известное влияние на этот процесс общепатологических закономерностей соматического заболевания. Применительно к соматическим заболеваниям это будут стрессоры рассогласования деятельности, как, например, заболевания, ограничивающие сферы общения и деятельности.

Стрессовая ситуация, особенно в начальной стадии соматического заболевания, повышает требования к приспособительным механизмам. Любой стресс – физический, эмоциональный, вызванный болезнью, потрясением, болью, травмой – вызывает цепную реакцию, начиная с коры головного мозга и кончая субклеточними образованиями

(Суворова В.В., 1975,

Лазарус Р., 1970).

Все сказанное позволяет рассматривать внутреннюю картину болезни как результат адаптации личности к тем стесненным условиям, которые представляет болезнь.

Однако в начальной стадии соматического страдания психическая адаптация болезни не достигает своей оформленности и устойчивости, она может сменяться дезадаптацией. Следовательно, для психологической картины начальной стадии соматической болезни часто характерны психогенно- стрессовые проявления в виде элементов тревоги, страха, растерянности.

Кроме того, в становлении соматонозогнозий, выраженности ее структурных элементов существенную роль играет начало болезни (острые воспалительные заболевания, пароксизмы с резким болевым синдромом, тяжелые травмы) с отчетливой выраженностью симптомов, быстрым нарастанием степени их тяжести, наличием угрозы для жизни.

При хроническом типе течения болезни структура соматонозогнозий определяется не только стадией, но и ситуацией, в которой оказывается больной. Специфические изменения психической сферы соматических больных обусловливаются как длительностью течения болезни, так и продолжительностью их пребывания в стационарах. Это находит свое отражение в сниженности настроения.

Такому типу реагирования в определенной мере способствует ограничение возможностей, тяжелые болевые ощущения, неясность перспектив выздоровления. Становясь пессимистами, обидчивыми и чувствительными, такие больные могут быть одновременно равнодушными и холодными.

Психологические сдвиги при выздоровлении, весьма полиморфны. Они зависят от таких факторов, как тип течения заболевания, его характер, выраженность патологических расстройств. Иногда, наблюдается несоответствие между периодом соматического выздоровления и периодом «освобождения» больного от сознания болезни, когда человек, будучи уже практически здоровым, продолжает чувствовать себя больным.

В противоположность субъективным ощущениям полного выздоровления, подчас наблюдается застывание и фиксация болезненных ощущений с навязчивыми воспоминаниями о них.

Затяжные формы соматической патологии часто сопровождаются ипохондричностью, тревожной мнительностью (Фелинская Н.И., Чибисов Ю.К., 1975).

Как известно, в процессе ведения больных различают три периода: диагностический, лечебный и реабилитационный. Выделение этих периодов, конечно, носит условный характер. Так, например, уже в диагностическом периоде могут присутствовать элементы лечебного и даже реабилитационного периодов. Каждый из них имеет свою психологическую характеристику.

Страницы: 1 2 3 4 5

Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста
Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также с типом родительского воспитания и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, от него зависит характера взаимоотношений между родителями и детьми, детьми и воспитателями, а также между детьми и значимыми взрослыми. [7].В 90-е годы ХХ века термин «стиль» воспита ...

Формирующий этап эксперимента
Целью второго направления нашего эксперимента являлось создание условий для коррекционно-развивающей работы адекватных диагнозу, а также интеграции детей в экспериментальной группе с детьми без особенностей в развитии. Для организации работы в группах КРО, в первую очередь нужны были специально подготовленные кадры. Чтобы решить эту пр ...

Результаты, полученные по индивидуально-типологическому опроснику (ИТО)
Результаты исследования показали, что наблюдаются высокие показатели по шкале экстраверсии (83% испытуемых). Это говорит о социальной активности – склонность к широким контактам с людьми, разговорчивость, и двигательная раскрепощенность, но при этом ослаблена склонность к самосовершенствованию и тенденция к самонаблюдению (Приложение 5, ...