Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)
Страница 4

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)

. Раньше он назывался именно так. А сегодня чаще его называют детектором лжи. Суть его состоит в том, что испытуемому предлагается на каждое предъявленное слово ответить первым словом, которое придет в голову. Образовывающиеся при этом ассоциации анализировались психологами и с известной долей вероятности могли указывать на причастность лица в совершенному правонарушению. В 30-х годах ХХ века наш соотечественник А.Р. Лурия усовершенствовал этот эксперимент, введя с называнием слова-ассоциации и необходимость исследования соответствующей мышечной реакции, даже минимального движения, которое фиксировалось на экране. Позже сюда подключился анализ изменения частоты и глубины дыхания, частоты сердечных сокращений - пульса, изменении влажности кожных покровов. В итоге этот усовершенствованный метод явился прообразом современного детектора лжи, полиграфа, нашедшего самое широкое применение в следственной и судебной практике. Такая аппаратура сегодня есть на службе не только у следователей развитых зарубежных стран, но и практически во всех крупных подразделениях нашей отечественной следственной системы.

В последние годы в рамках психологии интенсивно развивается психодиагностика

, которая определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностические методы достаточно быстро и надежно обеспечивает сбор данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение о выраженности психофизиологических особенностей одного испытуемого или групп.

Данные психодиагностических методик послужили основой применения в судебном процессе психологической экспертизы.

Основным методом в психодиагностике является тест

(от англ. TEST – опыт, проба), использующий стандартизованные вопросы и задачи (тесты) имеющие определенную шкалу значений.

Говоря об истории этого метода, следует вспомнит английского ученого Френсис а Гальтона (1822 – 1911), который в конце 19 века изобрел первые такие тесты и провел научно обоснованные испытания тестированием. В своей лаборатории в Лондоне за небольшую плату он тестировал всех желающих, стремившихся определить свои физические и психологические способности. Поэтому Гальтона называют первым в мире практикующим психологом. Свои методы исследования он назвал словом «тест», которое широко вошло в современный психологический лексикон.

Настоящую популярность тесты получили после опубликования в 1908г. французским психологом А. Бине, Т. Симоном шкалы умственного развития для детей и школьников. Эти тесты стали очень популярны в Германии, России и США. Бине искал психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей способных, но ленивых, от тех, кто страдал врожденными дефектами.

Экспериментальные задания А.Бине превратил в тесты, установив шкалу, где каждое деление содержало задание, выполнимое нормальными детьми определенного возраста. В Германии Вильям Штерн (1871 – 1938) ввел понятие «коэффициент интеллекта» (англ. «Ай-Кью»). Этот коэффициент соотносил «умственный» возраст, определяемый по шкале Бине, с биологическим возрастом. Если коэффициент был меньше единицы, то это свидетельствовало либо о задержке умственного развития, когда умственный возраст ниже биологического, либо об одаренности, если умственный возраст был выше единицы.

В зависимости от способа предъявления материала и вспомогательных средств выделяют различные типы тестов: тесты, выполняемые индивидуально и группой; устно и письменно, вербально и невербально.

Вербальные – это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербальные тесты, представленные чертежами, графиками, картинками, рисунками, отражают те или иные предметы или их свойства или изучаемые явления. При этом анализируется эмоциональное и личностное отношение исследуемого к предъявляемым материалам.

Различают тесты, изучающие особенности внимания, памяти, мышления, интеллекта, способности и достижения, а также психологические свойства личности.

При проведении психологической экспертизы психологи-эксперты довольно часто используют проективные тесты, которые рассматриваются как приемы опосредованного изучения личности, в ответах которой проявляются и индивидуальные особенности (установки, отношения) и эмоциональные состояния. Наиболее распространен и апробирован проективными тестами являются: тест Роршаха, ТАТ, Розенцвейга, «незаконченные предложения», цветовой тест Люшера и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия»
Лурия Александр Романович [3(16).7. 1902. Казань. — 14.8.1977. Москва] — известный советский психолог, доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психо ...

Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития — понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в массовой школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые через непродолжительный период обучения в спе ...

Волевая регуляция деятельности. Формирование волевых качеств личности
Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намере ...