Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)
Страница 8

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)

Первые работы по использованию психологических знаний в уголовном судопроизводстве относятся к ХVIII веку и имеют четкую гуманистическую направленность.

Начиная с XVIII столетия, в цивилизованном общественном сознании возникает заметный перелом в сторону решительного осуждения публичных физических наказаний и казней. Особенно горячее осуждение подобные методы борьбы с преступностью нашли у французских просветителей: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, Канта

и др.

Широкую известность в Европе получила активная, обличительная деятельность Вольтера, разоблачавшего жестокость и несправедливость феодального правосудия. Вольтер в печати показывает поспешность и несправедливость совершившейся казни, посмертно реабилитирует публично четвертованного Каласа, обвиняемого якобы в убийстве сына. Такому относительно свободному несогласию с действиями феодалов и безучастности высшей власти страны, конечно же, способствовали новые революционные идеи, порожденные французской революцией.

В это время вновь возрождается античная человековедческая направленность правового мировоззрения. Так выдающийся юрист и мыслитель эпохи Просвещения Шарль Луи Монтескье

считал, что «духом законов» является рационалистическая природа человека, что каждый частный закон зависит от другого, более общего закона. К таким естественным общим законам он относил стремление к миру, желание жить в человеческом обществе, где за счет соединения доброй воли отдельных людей образуется гражданское состояние общества, в котором главным основным законом является справедливость. Поэтому политические и гражданские законы призваны реализовать справедливость.

В 1764 г. вышла небольшая брошюра последователя Монтескье итальянского юриста Чезаре Беккариа

«О преступлениях и наказаниях», которая затем выдержала 60 изданий на многих языках мира. Изложенные в ней идеи произвели переворот в практике уголовного права. В частности, он впервые провозгласил, что эффективность наказания зависит не от его жестокости, а от неотвратимости и быстроты исполнения и то, что человек должен признаваться невиновным, пока суд не вынесет ему обвинительный приговор.

В 1776 г. в Декларации независимости Соединенных Штатов были сформулированы основные положения общечеловеческой идеологии нового времени: все люди сотворены, и все они одарены Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами: правом на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих самых важных человеческих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, более всего будут способствовать его безопасности и счастья.

В 1789 г. после победы Великой французской революции была принята Декларация прав человека и гражданина. В первой статье этого исторического документа было провозглашено: люди рождены и остаются свободными и равными в правах. А свобода состоит в возможности любой жизнедеятельной активности, не приносящей вреда другому. Границы свободы лимитируются законом. Все, что не запрещено законом, - дозволено.

А с начала XIX века в странах Европы происходит заметное смягчение карательных мер и пыток, полный отказ от публичных казней и экзекуций. Однако попытки прибегать к полным мерам наказаний отмечаются в отдельных случаях вплоть до начала XX века. И это происходит на фоне прогрессивных буржуазных изменений в Европе и начатых с периода отмены крепостного права реформ в России.

В конце XIX века развитие наук о природе общественных явлений, порождает стремление разобраться в причинах преступности, научно обосновать деятельность социальных институтов, занимающихся ее предупреждением. Начинает складываться новый подход к решению данной проблемы, основной сутью которого является стремление вскрыть причины преступного поведения и на их основе составить программу практической деятельности по борьбе с преступлениями и преступностью.

В России в XVIII веке господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, который не нуждался в научных знаниях, тем более психологических. Уголовное судопроизводство было основано на тайном письменном процессе (досье), на стремлении получить признание любой ценой, с помощью самых изощренных пыток («Дыба»). Устраивались так называемые «следственные эксперименты», когда подозреваемого или обвиняемого вводили в слабо освещенную комнату, где лежал труп убитого, и у трупа торжественно увещевали обвиняемого сказать правду, рассчитывая на то, что потрясенный виновник выдаст себя…». О поведении подследственного составлялся подробный протокол, где обращалось внимание на эмоции, жесты, мимику подсудимого.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков. Диагностика депрессивных состояний у подростков
Исследование наличия депрессивных состояний у подростков проводилось в МОУ СОШ №7 города Тюмени. Испытуемыми были учащиеся 8-9 классов, в количестве 62 человек, в возрасте 13-15 лет. Этапы исследования: 1. Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросников CDI и СПА. 2. Проведение индивидуальной стандартизированной ...

Взаимосвязь политики и психологии
А) Политика как система. Политика – это система государственных институтов. Это и Президент, и парламент, и армия, и система безопасности, министерства внутренних дел и иностранных дел и многое другое. Зрелая политическая система отличается тем, что каждый из институтов выполняет различные функции и между ними существует «разделение тр ...

Аутистическое расстройство
Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной функции, нарушение социальной адаптации, расстройства моторики, стереотипная деятельность, нарушения ...