Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)Страница 7
Однако, первые документально подтверждаемые ростки юридической психологии мы можем обнаружить в античном периоде в трудах древнегреческих философов, таких как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и другие (5-4 вв. до н.э.).
В частности, именно Демокрит
впервые размышлял и писал о сущности законоисполнительного поведения, подчеркивая, что Закон необходим тем и направлен против тех, кто в силу нравственных и умственных пороков добровольно не побуждается к добродетели внутренних влечений: «…Тот, кто воздерживается от несправедливости, только подчиняясь закону, будет, вероятно, грешить в тайне; тот же, кого побуждают поступать должным образом его убеждения, вряд ли станет делать что-нибудь неподобающее, все равно тайно или явно».
Сократ
в своих трудах также много писал о противоречивой природе человеческого поведения и необходимости совпадения справедливого, разумного и законного. Его идее были удачно развиты Платоном и Аристотелем. В частности, Платонвпервые описал два различных психологических явления, которые лежат в развитии общества, - это потребности и способности людей. По Платону, закон должен отвечать потребностям общества, а организация общества должна быть осуществлена в соответствии со способностями его членов. В своем труде «Государство» Платон описывает три особенности человеческой души (разум, ярость, вожделение) и соответствующие им три начала государственного устройства (совещательное, защитное и деловое), которое реализуется правителями, воинами и производителями. При этом, социальная справедливость, согласно Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и находилось в иерархической соподчиненности. И это не противоречит выделяемым им 5 видам государственного устройства: аристократическое, тимократическое, олигархическое, демократическое и тираническое, которые связываются Платоном с пятью разновидностями психического склада людей. Но любое государство может погибнуть из-за недостатков, присущих тому или иному психическому складу правителей, стоящих у власти. Так тиранию может погубить безудержный произвол и насилие, а демократию – «опьянение свободой в неразбавленном виде». Поэтому он призывает проводить кандидатам на власть проверку правомерности их душевных качеств и устремлений – «докимасию».
В своем труде «Законы» Платон подчеркивает, что справедливые законы – это не только определения разума, но и такие законы, которые обеспечивают общее благо всех граждан. Законы, по Платону, - основное средство совершенствования человека.
Его ученик и последователь Аристотель
считал, что человек – существо, не просто социальное, но и политическое, и только в политическом общении завершается его сущностное развитие. Право было разделено Аристотелем на естественное и волеустановленное. Естественное право обусловлено всеобщей природой вещей, везде и всегда оно имеет одинаковое значение. Качество закона определяется тем, насколько он соответствует естеству. Закон, основанный только на насилии, не является правовым законом. Политическое правление по Платону – это правление правового закона, а не отдельно взятых людей. Люди, по Платону подвержены чувствам, закон – уравновешенный разум.
Немало философско-психологических размышлений содержится и Римском праве, но детальная проработка этого направления была продолжена значительно позже.
В раннем Средневековье в начальный период «церковной гегемонии в Европе» идеи зарождающейся юридической психологии активно развивал крупнейший философ и идеолог того периода Аврелий Августин
(4 в. н.э.). В своем трактате «О свободной воле», принижающем в современном понятии человеческое достоинство, он провозглашает тезис: «Человек, живущий по человеку, а не по Богу, подобен дьяволу», «Всякая неупорядоченная душа сама по себе несет свое наказание». И, как становится вполне понятным, высшим мерилом права этого исторического периода является Закон Божий, а психологические аспекты этого права связаны лишь с одной религиозной идеологией.
В этот период вновь наблюдается расцвет жестоких пыток и казней, карательных акций инквизиции. У невиновных людей под пытками добиваются признаний в совершении несовершенных ими преступлений, признаний о связи с дьяволом. Таких сотнями казнят, вешают, сжигают на кострах. И все это длится несколько столетий. И тут уж не до гуманности, не до психологической науки и не до тщательных судебных разбирательств.
Профессиональное самообразование
Образование специалиста по социальной работе – непрерывный процесс, причем базовое (институтское) должно рассматриваться как отправной пункт, важнейшая цель которого – формирование установки на самообразование, воспитание умений и навыков самостоятельной работы над собой. Таким образом, в институте будущему специалисту должны дать не то ...
Личность в юридической психологии. (понятие личности,
познавательные процессы, эмоционально-волевая
сфера, индивидуально-психологические особенности)
В специальной психологической литературе, как и в обыденном человеческом взаимодействии, часто употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Содержательно данные понятия тесно переплетены между собой, но их соотношение с психологическим понятием «личности» ...
Характеристика страхов у детей дошкольного возраста.
Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: "Откуда все взялось?", "Зачем люди живут?". В этом возрасте формируется опыт межличностны ...