Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)
Страница 6

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)

Изучение личности биографическим методом включает:

1. Социально-демографические данные;

2. Уголовно-правовые данные;

3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья;

4. Внешние (физические) данные: лицо; рост; вес и телосложение; голос;

5. Жизненный путь: родители, детство, школа, учебные заведения;

6. Образ жизни: семья, профессия, специальность;

7. Нравственно-правовое поведение в кризисных ситуациях;

8. Способности: интеллектуальные (склонность к фантазированию, реалистичность, бедность воображения); специальные способности;

Опрос несовершеннолетних лиц с отклоняющимся поведением и малолетних преступников необходимо проводить по следующей схеме (А.Е. Личко):

1. Учеба – причина неуспеха, отношение с учителями и соучениками; нарушения дисциплины и чем они вызваны;

2. Планы на будущее, соотносить желаемое и возможное;

3. Отношения со сверстниками – наличие близкого друга или компании приятеля, положение среди товарищей;

4. Увеличение в настоящем и прошлом;

5. Отношение с родителями и внутрисемейные отношения – состав семьи, кто из ее членов занимает воспитанием и с кем в семье подросток наиболее близок;

6. Нарушения поведения в прошлом – прогулы, мелкое хулиганство, побеги из дома, состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и почему;

7. Наиболее тяжелые события в прошлой жизни и реакция подростка на них;

8. Перенесенные соматические заболевания, возможные черепно-мозговые травмы, особенно легкие, которые могли остаться неизвестными родителям (драки, занятия спортом и т.п.)

9. Сексуальные проблемы. Необходимо предупредить также, что все сообщаемые подростками сведения не будут переданы ни родителям, ни другим лицам без согласия подростка.

Исследование заканчивается составлением психологической характеристики личности. Составление характеристики помогает ориентироваться в собранном материале, способствует выявлению и устранению имеющихся противоречий, позволяет устанавливать социально-психологические причины совершенного преступления (если изучаемое лицо – обвиняемый).

Кроме этого, в юридической психологии по мере необходимости могут быть использованы практически все методы, присущие общей и социальной психологии. Но существуют и сугубо специальные методы, которые не встречаются в других отраслях психологических знаний. К их числу можно отнести следующие:

1. Метод составления психологического портрета преступника.

2. Метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам.

3. Метод судебно-психологической экспертизы (не путать с медицинской СПЭ).

4. Метод «следственного» или «розыскного» гипноза (используется ограничено).

5. Метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др.

Все указанные выше методы вооружают юристов эффективным оружием в сфере раскрытия и расследования преступлений.

Краткий исторический очерк развития юридической психологии.

Юридическая психология имеет длительный исторический путь развития научного знания, объясняющего причины преступности и намечающего научно обоснованные подходы к решению данной социальной проблемы.

В развитии ЮП можно условно выделить несколько основных этапа:

1. Ранняя история ЮП –

XVIII

в. – первая половина

XIX

в.

2. Становление ЮП как науки – конец

XIX

в. - начало

XX

в.

3. Создание ЮП в начале

XX

столетия, когда в ее основу были положены концептуальные научные психологические теории.

4. Новая и новейшая история ЮП

XX

XXI

вв.

5. Особенности развития ЮП в России в рамках проблемных этапов создания демократического правого государства (особый этап развития отечественной ЮП).

1.На заре человеческой цивилизации основным средством борьбы с преступностью и предупреждения нарушений норм морали, права, социальных запретов, табу, религиозных догм были жестокие публичные казни (сжигание, повешение, четвертование и.т.д.). Страх жестокого наказания выступал как основной, но безуспешный, метод предупреждения преступности. А в превентивной и профилактической работе с преступностью традиционную роль играли различные религиозные культы и конфессии, их институты исповеди, раскаяния, отпущения грехов, воспитательные проповеди, заимствованные из святых писаний. Надо сказать, что этот институт успешно работает и сегодня, а в современной России в эпоху возрождения духовности приобретает еще большее значение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Психологические особенности пограничных психических расстройств. Невротические расстройства
Невротические расстройства (неврозы) – психогенные заболевания, возникающие из-за различных факторов, травмирующих психику, при которых происходит “срыв” деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Общим для всех психогенных заболеваний является их возникновение после психической травмы, причем ...

Что помогает и что мешает общению…
Основная цель общения между людьми — достигнуть взаимопонимания. Но это сделать непросто. Почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими — трудно? Отчего с кем-то мы ладим, а с кем-то все время ссоримся? Понятно, гораздо проще наладить взаимоотношения с человеком, с которым существуют так называемые точки соприкосновения. Прежде ...

Парадигмы психологии труда
Введение понятия "эргатические функции" акцентирует внимание на возможностях и целесообразности перераспределения активности в системе "человек-машина", в самом развитии этой системы и включении в нее новых и новых "переменных" — таких как системы "человек - машина - среда - социум - культура". П ...