Становление психологии саморегуляции предметной деятельности.
Страница 2

Психологическая информация » Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников » Становление психологии саморегуляции предметной деятельности.

Исследование осознанной саморегуляции является, по сути, изучением механизмов той активности субъекта по организации и управлению своей деятельностью, общением и поведением, которая остается, как правило, скрытой от наблюдателя и не всегда специально и отчетливо осознается самим субъектом, но которая вместе с тем является выражением субъектности деятельности и поведения, их целенаправленности и произвольности.

О.А. Конопкин предлагает концептуальную модель саморегуляции, отражающую ее принципиальную внутреннюю структуру. Эта модель отражает общие и в то же время существенные для различных процессов регуляции моменты. Саморегуляция отражена в этой модели как целостная открытая система, состоящая из функциональных звеньев, основанием для выделения которых является их специфическая функция в общем контуре регулирования, абстрагированная от психических средств ее реализации.

Лишь определенная внутренняя структура саморегуляции при достаточной сформированности ее отдельных компонентов обеспечивает эффективность деятельности относительно ее цели. При этом компонентная структура саморегуляции инвариантна, постоянна для самых разных видов и форм произвольной активности человека. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления одни и те же по своим функциям структурные компоненты саморегуляции могут реализовываться разными психическими средствами.

Общая модель указанной системы саморегуляции состоит из следующих функциональных звеньев:

¨ принятая субъектом цель деятельности;

¨ субъектная модель ее значимых условий;

¨ программа собственно исполнительских действий;

¨ субъектная система критериев успешности деятельности;

¨ контроль и оценка реальных наличных результатов;

¨ решение о коррекции системы саморегуляции.

В процессе онтогенетического развития, в ходе овладения новыми разнообразными и усложняющимися видами произвольной активности человек приобретает генерализованные умения саморегуляции, общую способность произвольного построения своей целенаправленной активности. Генерализация и обобщение многочисленных конкретных и единичных регуляторных навыков и умений, приобретаемых в процессе реальной собственной деятельности и поведения, приводят к формированию индивидуализированной «метасистемы» саморегуляции, характеризующей общий уровень развития человека как субъекта своей деятельности и поведения, характерный для него стиль регуляции своей целенаправленной активности.

Динамические и содержательные характеристики регуляторной «метасистемы» данного человека существенно зависят от общего уровня его психического развития – интеллектуального, волевого, эмоционального нравственного, гражданского и др. Это понятно, так как весь процесс саморегуляции является информационным, в нем информация существует, фиксируется, добывается, оценивается средствами психического отражения различных сторон действительности, своего места и связей с нею, своего внутреннего мира, личностных ценностей, потребностей, стремлений, отношений с другими людьми, самооценок и т.д. Все наличное богатство общего психологического развития используется в саморегуляции и определяет совершенство используемых в ней средств, личностный смысл действий и индивидуальное своеобразие ее общего стиля.

Страницы: 1 2 3 4

Составить айсбрейкер
Название айсбрейкера (игры): Автопортрет. Цель: знакомство, сплочение коллектива, самовосприятие, личностная обратная связь. Размер группы, участвующий в игре, может быть любой. В игре может принимать участие вся группа. Длительность: 20 минут. Правила проведения игры: На отдельном листке каждому участнику предлагается составить св ...

Особенности невербальной коммуникации у детей с аутизмом
Использование жестов, мимической экспрессии, движений тела у детей с аутизмом. Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей за наблюдения над здоровыми младенцами обнаруживают связь между специфическими движениями рук, направлением взора, вокализацией и лицевой экспрессией. Многие исследователи раннего возраста ук ...

Психофизические состояния, возникающие успортсменов в спортивной деятельности, в психолого-педагогической и методической литературе. Понятие вопроса. История. Роль и их значение
«Психофизические состояния – целостная реакция человека на внешнее и внутреннее воздействие, возникающие при выполнении значимой для человека деятельности, направленные на достижение полезного результата» [14, с.135]. «Психические состояния — важнейшая область внутреннего мира человека, имеющего определенное внешнее выражение» [7, с.2] ...