ВведениеСтраница 2
Это не значит, конечно, что при возникновении толпы или в процессе ее действий обязательно должны отсутствовать силы, осуществляющие какое-то организующее начало. В общественной практике нередко бывает наоборот, когда кто-то использует толпу как инструмент.
Учитывая все сложности данного вопроса, проблема психологии толпы актуальна и по сей день как для политического и юридического исследования, так и со стороны психологии и социологии.
Степень изученности и раскрытости данного вопроса . Специалисты, труды которых посвящены теме «Психология толпы».
Как отмечает Д.Д. Кудинов в своих работах, систематическое изучение феноменов массового поведения началось во второй половине XIX века. В различных странах Западной Европы независимо сложились две научные школы: немецкая психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и франко-итальянская психология масс (Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, Ш. Сигеле).
Французский социолог Г. Лебон в конце XIX в. первым предпринял научные попытки подойти к проблеме толпы. Первые две статьи Лебона по вопросу массового поведения были опубликованы в 1895 г. в журнале "Revue scientific" ("Научное обозрение"), и самим фактом публикации в таком журнале была сделана заявка на подход к проблеме с научных позиций. В том же году статьи Лебона вышли в книге "Психология толпы", принесшей ему широкую известность.
"Толпа, - писал Тард, - это - груда разнородных, незнакомых между собою элементов. Лишь только искра страсти, перескакивая от одного к другому, наэлектризует эту нестройную массу, последняя получает нечто вроде внезапной, самопроизвольно зарождающейся организации. Разрозненность переходит в связь, шум обращается в нечто чудовищное, стремящееся к своей цели с неудержимым упорством. Большинство пришло сюда, движимое простым любопытством; но лихорадка, охватившая нескольких, внезапно завладевает сердцами всех, и все стремятся к разрушению. Человек, прибежавший только с тем, чтобы воспрепятствовать смерти невинного, одним из первых заражается стремлением к человекоубийству и, что еще удивительнее, совершенно не удивляется этому".
Представитель немецкой психологии народов Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Основное развитие идея получила в 1900 году в первом томе десятитомной "Психологии народов". Вундт придал психологии народов более реалистичный вид, что позволило ему предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифом, обычаев. В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А. А. Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции - принципиальный вопрос о том, что существует нечто, кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.
Советские историки обычно указывали на то, что каждая из этих школ выполняла "социальный заказ", продиктованный положением политической элиты соответствующих стран. Например, быстро усиливающаяся германская буржуазия подоспела на "пир империалистических хищников" (В. И. Ленин) к тому моменту, когда все блюда были уже распределены: мощная Германия не владела колониями, в отличие от слабеющих Франции, Испании или Португалии. Надвигалась эпоха борьбы за передел мира, и немецкие лингвисты и этнографы приступили к скрупулезному исследованию языков, культуры и мифологии первобытных народов, стремясь таким образом выявить их психологические особенности, национальный дух и "коллективное бессознательное". Само собой, между делом, дополнительно доказывалось превосходство европейского (в ряде случаев, конкретно нордического) духа и необходимость разумного управления "доисторическими" или просто "отсталыми" народами.
Французскую политическую элиту к тому времени гораздо больше волновало нараставшее в стране революционное движение; по выражению ученого С. Московичи, "революции и контрреволюции следовали одна за другой, и террору и разрушениям, казалось, не будет конца". Поэтому интерес ученых концентрировался на свойствах толпы, механизмах коллективной агрессии и т.д. Задачи состояли в том, чтобы, во-первых, доказать антисоциальную, антигуманную и деструктивную сущность человеческой массы как таковой; во-вторых, обеспечить инструментарий для действенных манипуляций.
Эмпатия
Эмпатия - это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью "понять" переживания и чувства познаваемого человека, без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего осознания их, проявление эмоциональной отзывчивости. Слово "понимание" здесь используется в ...
Способы суицида
Способы суицида варьируют в разных культурах. Повешение – ведущий способ суицида во всем мире. В США около 60% всех суицидов происходят с использованием огнестрельного оружия. В Канаде, где оружие менее доступно, с его использованием происходит 30% суицидов. Отравление, например, с использованием передозировки лекарственных средств, отм ...
Анкета-оценка готовности к профессиональному
самоопределению
1. Выбрали ли Вы свой будущую профессию?
1. Да. 2. Нет
2. Откуда Вам стало известно о данной профессии?
1. От друзей 2. Из средств массовой информации. 3. От родственников. 4. В школе.
3. Ваше отношение к избранной профессии?
1. Совсем не нравится.
2. Не нравится.
3. Скорее не нравится, чем нравится.
4. Затрудняюсь ответить.
5. ...