Изучение состояний, возникающие у спортсменов (баскетболистов) в период
тренировочной деятельностиСтраница 1
Рассмотрим состояния спортсмена, возникающие в тренировочной деятельности:
Монотония – означает однообразие. Она сопровождается чувством скуки, падением интереса к выполняемой работе. Различают три формы монотонии:
- Неуверенность
Феномен «уверенность-неуверенность» характеризует процесс оценки ситуации, т. е. связан с информативной сферой психической деятельности, а не с эмоциональной. Причиной неуверенности являются новизна обстановки, задания, неясность и неопределенность цели и задачи, недостаток сведений, необходимых для принятия решения или прогноза успеха, а также неуспеха; борьба мотивов, например, хотения и долженствования. Неуверенность возникает у лиц легко внушаемых, с навязчивыми мыслями. Такие спортсмены верят в приметы, ритуалы, что связано с их эмоциональной неустойчивостью.
- Утомление
Состояние утомления возникает при длительной и интенсивной работе, в результате которой человеку становится сначала трудно, а затем и невозможно поддерживать необходимую интенсивность и качество работы.
С одним из первых признаков утомления мы прекрасно знакомы — это чувство усталости, которое затем сменяется чувством бессилия, понижение уверенности в собственных силах и возможности довести начатое дело до конца. Ухудшается внимание: Вы легко отвлекаетесь, не можете сконцентрироваться. Чувство усталости, как правило, быстрее появляется, когда работа была изначально неинтересной или в дальнейшем приобрела это свойство.
- Переутомление
Очень негативное по последствиям состояние, требующее незамедлительного отдыха и восстановления сил.
Страх.
Спортивная деятельность часто сопровождается переживанием страха, который может повлечь за собой успешность выступления на соревнованиях или на качество тренировочного процесса.
Различается три формы страха, возникающие при осознании опасности.
Первая форма – астеническая реакция – проявляется в оцепенении, дрожи.
Вторая форма—паника.
Третья форма – боевое возбуждение, связанное с активной сознательной деятельностью в момент опасности.
Поведение человека при различных формах страха различно. В сложных ситуациях влияние страха будет зависеть от характера доминирующей привычки, возникающей в данной ситуации.
Тревожность
Тревожность может возникать как в тренировочной деятельности, так и в предсоревновательной. Оно сопровождается: расстройством кожно-гармонических реакций, нарушением дыхательного цикла, замедленными двигательными действиями.
Изучить состояния, возникающие у спортсменов баскетболистов в период тренировочной деятельности, мы можем с помощью наблюдения, анкеты и шкалирования.
Наблюдение – это метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся в естественных условиях.
Наблюдение – это универсальный метод, используемый в различных ситуациях. Научное наблюдение, имеющее психолого – педагогическую направленность, должно удовлетворять ряду требований:
Целенаправленность. Это требование означает, что наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлением его конкретных личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и разных видах деятельности (игре, учебе, труде, общении, спорте);
Планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать?), продумать план, определить сроки и средства наблюдения, показатели (что фиксировать?), возможности просчета (ошибки) и пути их предупреждения, предупредительные результаты; при этом надо точно определить особенности, за которыми ведется наблюдение (их не должно быть много). Конечно, целью наблюдения должна быть разработка путей исправления выявленных недостатков поведения.
Самостоятельность. Наблюдение должно выявляться самостоятельной, а не попутной задачей. Если учитель ставит перед собой одновременно ряд других задач (воспитательных, организационных), то его выводы могут оказаться и объективными, но лишь случайно замеченными, т.к. основные условия внимания будут направлены на решение целого ряда задач.
Естественность. Оно должно проводиться в естественных условиях.
Систематичность. Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, не по желанию учителя, а в соответствии с планом.
Объективность. В процессе наблюдения учитель должен фиксировать не свои предложения, а записывать объективные факты.
Фиксация. Все данные наблюдения должны систематически фиксироваться. Полученные результаты, материалы должны обязательно записываться в ходе наблюдения или сразу после него. Записи обычно идут в хроническом порядке, через определенные промежутки времени. Для сокращения записи удобно оформлять в виде схем, таблиц.
Использование опросника СПА ("Социально-психологическая
адаптированность")
В данном психологическом исследовании был использован опросник СПА (К. Роджерс и Р. Даимонд, 1954г., адаптирован Осницким А.К., 1998г), в целях подтверждения гипотезы о том, что испытуемым, показавшим высокий балл по опроснику CDI свойственен низкий уровень адаптивности Бланк опросника представлен в Приложении 2.
Цель: выявить уровень ...
Ключ к тесту Д. Голланда
Реалистический тип
Интеллектуальный тип
Социальный тип
Конвенциональный тип
Предприимчивый тип
Артистический тип
1а
1б
2б
3б
4б
5б
2а
6а
6б
7б
8б
9б
3а
7а
10а
10б
11б
12б
4а
8а
11а
13а
13б
14б
5а
9а
12а
14а
15а
15б
...
Выводы
В ходе проведенного мною исследования были обнаружены такие особенности отношения к счастью:
на осознанность счастья не влияет возраст;
самореализация действительно выступает как путь к достижению счастья, но понятие о своей социальной роли приходит с возрастом и различно у мужчин и женщин;
на понятие о счастье влияет история и культ ...