Роль социального педагога в организации социально
педагогических условий реабилитации дезадаптированных подростковСтраница 1
В процессе реабилитационной социально - педагогической деятельности социальный педагог выполняет следующие функции:
- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;
- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путём включения его в общественно- полезную деятельность, значимую для подростков: активизации потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определённых нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;
- стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приёмы - внушение, убеждение, пример и др.
В зависимости от личностных особенностей подростка и условий, в которых он находится, при построении реабилитационной работы мы учитываем в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения. Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог владеет приёмами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный подросток - в семье, школе, коллективе; выявление причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.
Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребёнка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.
Кроме того необходима работа с семьёй с целью установления значимых взаимоотношений между ребёнком и родителями, которая предполагает : диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребёнком.
Других подходов требует ребёнок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным состоянием подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную . неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей мы используем: экстренную диагностику эмоционального состояния: выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над позитивной «Я- концепцией».
Следующее направление связано с подростками, экспериментирующими с психоактивными веществами. Чаще всего это подростки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворённость своими поступками, повышенную потребность с социальном одобрении, высокую тревожность.
Основной метод работы - патронаж, основная форма работы-организация социально - психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции».
Потребность в общении удовлетворяется у разных детей не в равной мере. Одни развиваются в атмосфере всеобщего внимания, одобрения психологической поддержки, другие растут в обстановке эмоциональной холодности, изоляции и полного отвержения. Для каждого ребёнка в формальном коллективе возникает неповторимая ситуация общения и межличностных отношений, каждый ребёнок занимает в группе сверстников определённое положение. Подростки по- разному переживают свои отношения со сверстниками: одни не осознают своего реального положения с окружающими, другие, наоборот, гиперболизируют ситуацию и часто переносят неудачи из одной сферы отношений в другую.
Теоретические основы исследования. Материнство. Материнство
и его основные компоненты
Материнство – сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности.
В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержания своих функций ма ...
Поведение в конфликтах
На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то
есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позв ...
Шкала оценок коммуникативных и организаторских
склонностей
КК
КО
Шкальная оценка
0,10 – 0,45
0,20 – 0,55
1
0,46 – 0,55
0,56 – 0,65
2
0,56 – 0,65
0,66 – 0,70
3
0,66 – 0,75
0,71 – 0,80
4
0,76 – 1,00
0,81 – 1,00
5 ...