Психология юридического труда
Страница 7

Проведенный анализ позволил сформулировать 5 основных факторов профпригодности, включающих профессионально значимые психологические качества личности юриста – его психограмму.

1 фактор – высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации

. Качества личности, формирующие этот фактор, следующие:

- высокий уровень правосознания;

- честность, совестливость, гражданское мужество;

- принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушениями правопорядка;

-обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Профнепригодность по данному фактору связана с наличием: низкого нравственного облика, нечестностью, безответственного отношения к делу, недисциплинированности, склонности к алкоголизму.

2 фактор - нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста

: высокая стрессоустойчивость, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях, развитые адаптивные свойства нервной системы, способность адекватно реагировать на различные события. Отрицательные: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность, избыточная агрессивность, импульсивность поступков, невротические симптомы, быстрая истощаяемость нервных процессов, психопатические свойства личности.

3 фактор - высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста

: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция, гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность, аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное, активность, подвижность познавательных процессов, развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии. Отрицательные качества: низкая умственная работоспособность, снижение познавательной активности, интеллекта, неразвитое воображение, слабая память.

4 фактор – коммуникативная компетентность юриста:

способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с различными участниками общения, проницательность, доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать, эмоционально отзываться на переживания собеседника (эмпатийность), свободное и гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения, умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, развитый контроль над эмоциями, адекватная самооценка, чувство юмора. Отрицательные: замкнутость (аутизм), уход в себя (интравертированность), легкоранимое самолюбие, обидчивость, конфликтность, импульсивность и др.

5 фактор – организаторские способности:

активность, инициативность, находчивость, распорядительность, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений, смелость, самостоятельность, чувство ответственности, организованность, собранность, аккуратность в работе. Отрицательные: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, завышенная самооценка, властолюбие и др.

Наиболее часто в нашей стране в процедурах профотбора юристов для работы в правоохранительных органах используются адаптированные Миннесотовский многоаспектный личностный опросник (ММPI или его российская аббревиатуре – СМИЛ), Калифорнийский личностный опросник, «Шестнадцать личностных факторов» Кеттела и другие. Из проективных методик используется тест Роршаха, Люшера, тест Руки (хенд-тест), методика незаконченных предложений и т.д.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Социально - психологические особенности детей сирот
Психологическое и социальное развитие детей-сирот. В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отлич ...

Особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня Наряду с вышеперечисленными нарушениями познавательной деятельности у детей с ОНР 3 уровня отмечается недостаточная устойчивость внимания, характерной особенностью является нарушение функции произвольного внимания и недостаточная концентрация на существенных пр ...

Дифференциально-диагностический опросник “Я предпочту”
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? 1-а Ухаживать за животными 1-б Обслуживать машины, при боры (следить, регулировать) 2-а Помогать больным людям, лечить их 2-б Составлять таблицы, схемы, ...