Психология юридического труда
Страница 10

Важной составляющей познавательной подструктуры является прогнозирование– мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий.

Характерной чертой познания истины следователем или судьей является ее закрепление в строго определенной процессуальной форме в виде документально фиксируемых действий. Верифицируемость - проверяемость фактов дознания является обязательным требованием к знаниям, полученных процессе уголовного и гражданского судопроизводства. Эта удостоверительная функцияпознавательного процесса следователя и судьи проявляется в составлении особого рода процессуальных документов, которые придают доказательный характер всему процессу познания.

Говоря об особенностях деятельности юриста в отношении познавательной подструктуры важно отметить, что эта работа постоянно связана со:

- строгой законодательной регламентацией процесса познания;

- ретроспективным характером процесса познания;

- негативным характером объектов познания;

- мысленным моделированием событий прошлого и их последовательности в процессе познания;

- доказательно-удостоверительным характером процесса познания с фиксацией результатов познания с опорой на доказательные факты;

- дефицитом, неупорядоченностью, разнообразием информации и дезинформации;

- противодействием заинтересованных лиц процессу объективного установления истины;

- принудительным характером применяемых методов познания с использованием властных полномочий;

- негативным эмоционально-волевым фоном, сопутствующим процессу познания, воздействием разнообразных стресс-факторов, вызывающих избыточную эмоционально-психическую напряженность;

- общественным резонансом по поводу познавательной деятельности и ее результатов.

Это предполагает наличие совокупности личностных качеств в когнитивной сфере юриста или факторов его профпригодности. К ним относятся:

- разносторонние общие и глубокие профессиональные знания;

- развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность;

- аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное;

- активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение и интуиция.

Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста

связана с тем, что основная часть его работы протекает в условиях профессионального общения.

Неразрывное единство профессиональной деятельности и общения имеет важное методологическое значение в работе юриста. Во многих случаях именно общение для юриста приобретает самостоятельный, процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности. Это происходит и в ситуации допроса, в ходе предварительного следствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ситуации публичного выступления перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, общественностью и т.д. При этом профессиональное общение следует рассматривать не только как обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона) и восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона).

Способность устанавливать межличностные контакты с различными участниками общения – коммуникативная компетентность – является важнейшим качеством эффективности труда юриста и его профессиональной пригодности.

Организационно-управленческая подструктура равоохранительной деятельности

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Анализ профессионального здоровья сотрудников ОВД с различным опытом участия в ситуациях экстремального характера
В исследовании приняли участие 40 сотрудников органов внутренних дел. Испытуемые первой группы (23 человека), средний возраст - 35 лет – имеют опыт участия в экстремальных ситуациях, испытуемые второй группы (17 человек), средний возраст – 29 лет – не имеют опыта участия в экстремальных ситуациях. В результате анализа теста смысложизне ...

Конструктивная деятельность детей с нарушением зрения. Общая характеристика конструктивной деятельности детей с нарушениями зрения.
Анализ конструктивной деятельности детей с нарушением зрения показывает. Что наиболее результативным способом его осуществление является выявление и усвоение правила конструирования в процессе обследования образца и создание его модель в умственном плане. Процесс сравнения воспринимаемого с образами представлений является наиболее эффе ...

Изучение паттернов материнского поведения
В исследовании принимали участие представители трех поколений – бабушка, мать и дочь. Каждому из трех представителей материнской линии требовалось заполнить бланк для ответов предложенной методики. С помощью приведенных вопросов каждой женщине (девочке) предлагалось оценить свои взгляды на роль матери и некоторые аспекты семейной жизни ...