Анализ состояния проблемы в практике. Констатирующий эксперимент.Страница 2
Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.
Таблица 3
Исследование страхов с помощью рисунков.
Не нарисовали |
Нарисовали |
страх |
страх |
30% |
70% |
Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.
Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаёт воспитатель, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого воспитателя.
Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое»
Каждому ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним.
Таблица 4
Исследование страхов с помощью рисунков
Хорошие, радостные |
Неприятные |
эпизоды |
события |
80% |
20% |
Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, в группе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтической ориентированной беседы с ними.
Преобладание в рисунке серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.
Анализ полученных результатов показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной сфере. Выявил скрытые детские страхи.
Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).
Экспериментальный материал -14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни старшего дошкольника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.
Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, педагог даёт инструкцию следующего содержания:
1.Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2.Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3.Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
Приложения
Приложение А
Таблица 1 Типы методов исследования общения*
Тип эмпирической информации (получаемых данных)
Тип источника получения данных
Субъективный
Объективный
Участник изучаемой ситуации
Методы самоотчета
Методы самоотчета о поведении
Внешний наблюдатель
Субъективные отчеты наблюдателя
Поведенч ...
Электоральная география
Электоральная география занимается изучением политических предпочтений населения, по своей направленности она является не чем иным, как географией выборов.
С точки зрения одного из специалистов в данной отрасли А.Манакова, политическая ситуация в любом регионе России складывается из двух составляющих. Первая составляющая - политические ...
Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, пов ...